Алиса Бирюкова (alisochka_lisa) wrote,
Алиса Бирюкова
alisochka_lisa

Category:

Крепостной музыкант Степан Дегтярев: свобода - в музыке

Отдельно хочется рассказать об авторе оратории – человеке удивительного таланта и удивительной судьбы.

Степан Аникиевич Дегтярев (сам он подписывался Дехтярев) родился в 1766 году в слободе Борисовка Курской губернии (ныне Белгородской области), принадлежавшей семейству графов Шереметевых. Отец Дегтярева был крепостным крестьянином. Маленького Степана вывезли при наборе певчих в Кусково. Как всех крепостных артистов, его обучали музыкально-театральному искусству, а позже помимо этого предоставили возможность посещать лекции по итальянскому языку и словесности в Московском университете, а также совершенствоваться по музыке у работавшего в России прославленного маэстро Джузеппе Сарти, с которым Дегтярев, согласно легенде, предпринял поездку в Италию.С 15 лет Степан Дегтярев – певец и актер в спектаклях Шереметевского театра, где выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), позже – учитель пения, хормейстер, композитор, дирижер, гордость театра и капеллы в Кусково и Останкино. Портреты некоторых актрис Шереметевского театра дошли до нашего времени, а вот изображение Степана Дегтярева, к сожалению, не сохранилось, возможно, его никогда и не существовало…

                         

В 1805 году Дегтярев перевел и опубликовал со своими комментариями трактат В.Манфредини – первый на русском языке универсальный труд по теории музыки. К этому времени он уже был известным композитором. В 1806 году о нем писали в солидном немецком журнале «Allgemeine muzikalische Zeitung». Им было создано более 200 сочинений духовной музыки, которые современники ставили в один ряд с сочинениями прославленного Д.С. Бортнянского.
 

                 

Несмотря на это, музыкант всю жизнь испытывал тяжесть бесправного положения, свидетельством чего могут служить любопытные исторические документы – распоряжения графа Шереметева: «стараться наблюдать, чтобы Степан Дехтярев музыки Загряжскому и другим давать не отваживался»; «у учителя концертов Степана Дехтярева за давание им посторонним людям концертов вычесть из жалованья 5 рублей и отдать певчему Чапову за объявление об оном». Только после кончины Н.П.Шереметева Дегтяреву позволили зарабатывать «на стороне». Достигнув вершин славы, которых в России не знал ни один крепостной музыкант, Дегтярев годами ожидал «вольную», но так и не дождался… «Вольная» была получена вдовой Степана Аникиевича лишь в 1815 году, через два года после его кончины.
 


Н.П.Шереметев

Будучи плодовитейшим композитором, Дегтярев не увидел в печати ни одно из своих произведений. Многие рукописи после смерти автора затерялись. Бытовала даже легенда, что, не имея достаточно средств для перевозки своего архива, Дегтярев вынужден был просто выбросить рукописи…

Вот так мы теряем наше истинное богатство…

 

 
Tags: Владимирский Губернаторский оркестр, Люди, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments