Алиса Бирюкова (alisochka_lisa) wrote,
Алиса Бирюкова
alisochka_lisa

Чистый тон или Бетховен в Вязниках

 Эта запись была сделана 14 октября. Я так и не успела вовремя разместить ее здесь,  в ЖЖ.  Но мне хочется, все-таки, хоть и запоздало, сделать это. 

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы, дорогие мои!

Необычный день получился у Владимирского Губернаторского оркестра! Предприняли мы сегодня очередное путешествие – на сей раз в городок Вязники. И кто бы думал, что оно как-то по-особому запомнится. Собрали, как всегда, инструменты, запаслись бутербродами, расселись по привычным местам в автобусе – и поехали.
Погода стояла удивительная, вокруг – красота: золотые березовые листочки в бешеном вихре кружат по дороге, в безупречно-зеркальной глади Клязьмы отражается синее небо и нарядный лес, застыли вдоль берега лодчонки вечеряющих рыбаков, поля в осенней дымке. Во всем – спокойствие, «ровное дыхание». Вот он – Покров Богоматери. Да и места все – самые что ни на есть «покровские» - Боголюбово, Покрова-на-Нерли...
Выступление наше должно было состояться в вязниковском Доме искусств. Подъезжаем и видим: над входом большая афиша – «Фестиваль духовной музыки «Чистый тон».
Среди оркестрантов смешки и шутливые напутствия друг другу:
- Внимательней играй, не фальшивь! У них тут – «ЧИСТЫЙ ТОН»!
Типичные музыкантские штучки!  
Встречают радушно: на столе фырчит самовар, на подносах – горками румяные пироги. Это – не показной «русский дух». Здесь все естественно. В том и прелесть.

                 
 
Выясняется, что концерт оркестра – как подарок слушателям и участникам фестиваля – в завершении всего действа. Ждем.
  

Пользуясь появившимся временем, я, любопытная, отправляюсь «обходить дозором» Дом искусств. И сколько примечательных деталей! Стены расписаны вот такими дивными сценами жизни в стиле какого-нибудь «колхоза «Светлый путь» - нечто среднее между мстерской шкатулкой и соцреализмом:

         

Каково, а?

В отдельной комнате – приуроченная к Празднику Покрова и фестивалю – выставка детских художественных работ, среди которых встретились по-настоящему «живые».

  

Тихонько захожу в зрительный зал. Поет монастырский хор. Очень-очень хорошо поет. Следом за ним на сцену выходит детский ансамбль в народных костюмах. Внутренне содрогаюсь – признаюсь в нелюбви к этакому разбитному, разудалому, лубочному распространенному нынче стилю исполнения народной музыки. Но и тут нет разочарования. Тон, конечно, не совсем чистый, но то, что от чистого сердца – это точно. 


 

Ведущая объявляет следующих участников:
 
- На сцене хор православной гимназии Серафима Саровского. 
Выходят гуськом маленькие гимназисты: мальчики в глухо застегнутых сюртуках, девочки с косичками и бантами. С ними женщина – преподаватель и дирижер хора. Она картинно взмахивает руками, и дети начинают петь. Жаль, я не запомнила и не записала текст. Чуть покачиваясь, с робкой улыбкой глядя то в зал, то в пол, следуя за пронзительной и какой-то жалостной мелодией, высокими хрустальными голосками дети запели: «Мы гимназисты, «серафимовцы»… /Равняться будем мы на подвиг предков…/Сохрани нас, светлый старец Серафим… и т.д. про Святое Отечество, про верность вере, про доброту… Про всё то, что при частом произнесении вслух становится штампом, неестественной, но необходимой формулой, теряющей весь смысл. Как странно, что иногда нестройный хор детских голосов может напомнить нам об истинном содержании всех этих громких слов лучше, чем чья-то тщательно продуманная и отрепетированная гладко построенная речь. Этот гимн прозвучал очень тепло, искренне и трогательно. Слезы на глаза навернулись. 


 

Настал черед выступления оркестра. В этот момент я поняла, что концерт идет уже почти полтора часа без всякого антракта, люди, наверное, устали. Да и публика в зале – неподготовленная: бабушки-дедушки, дети… Многие из района ехали на концерт. А мы им ни много, ни мало – симфонию Бетховена!
 


 
И что бы вы думали? Такого напряженного внимания, трепетного отношения, такого отзыва слушателей – поискать надо во многих академических залах. Да, они аплодировали между частями симфонии. Это случается, лично видела, и в Большом зале Консерватории. Да даже и не в этом дело, а в том, что при этом во время исполнения симфонии в зале стояла тишина – никаких трелей мобильных телефонов, никаких разговоров, никакой возни. А после – настоящая овация, много-много добрых восторженных благодарных слов оркестрантам. Не смутила, не напугала и не оттолкнула «селян» серьезная музыка. Вот вам и спор между элитарной и массовой культурой. Конечно, если «пичкать» людей постоянно «попсой», то постепенно они «оглохнут» - разучатся слушать музыку, приравняют ее к фоновому шуму. А если иногда играть симфонии Бетховена в районных центрах, селах и деревнях?

 



Tags: Владимирский Губернаторский оркестр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments